Балаклава. Музей подводных лодок

Прогуливаясь по Балаклавской набережной, мое внимание привлекли два очень интересных Объекта под названием 825 ГТС и 820 РТБ. Мне эти цифры с буквами ни о чем не говорили, скорее заинтересовали. Подойдя ближе я увидел схему, на которой была изображена огромная сверхсекретная база, которая с недавнего времени утратила свой статус особой секретности, и превратилась в безобидный музей подводных лодок.

В подобных музеях я никогда не бывал, и мне стало очень любопытно туда сходить.



До развала СССР, Балаклава была секретным городом, местом закрытым от простых глаз. Она была стерта со всех карт мира. Даже многие местные, жившие тут не догадывались о том, что под боком у них есть секретные военные объекты! А моряки, отслужившие тут, не раскрывали военную тайну!

Все началось после окончания Второй мировой войны, с соперничества между СССР и США за господство в новом послевоенном мире. По указу И.В. Сталина было решено построить секрестную базу с морским каналом для Ядерных подлодок с возможностью последующего их ремонта. Задача усложнялась тем, что объект должен быть максимально скрыт!

Выбор пал на Балаклаву не случайно! Она идеально подходила, имея такую замечательную бухту с выходом в открытое море!

Рядом в Севастополе располагалась главная база Черноморского Флота РФ. А то количество воин, которые пережил Севастополь наталкивало на мысль, и, становилось очевидно, что неподалеку не помешал бы дополнительный скрытый объект, о котором никто не знал, но который в случае возникновения экстренных военных ситуаций мог бы как защитить, так и затем стать бункером для укрытия людей.

Как же удалось скрыть этот объект от простых глаз? Это была очень не простая задача.

В 1953 году было принято решение начать строительство проекта. В короткие сроки, за 8 лет был сделан сквозной туннель в горе Таврос. Весь камень и строительный мусор вывозили по ночам на барже и сбрасывали в открытое море, чтобы не привлекать внимание. Сложность была в том, что гора состояла из твердых пород мраморных известняков, дробить ее было бесполезно, из-за чего часто приходилось взрывать изнутри. Порода относится к 9 категории твердости, из 12 известных. В общей сложности было вывезено около 40000 Камазов с этой породой! Были сделаны специальные хранилища боеприпасов, с герметичными дверями и длинными коридорами, где стояли подлодки на которых хранилось ядерное оружие. А вход и выход из туннеля были закрыты толстенными дверями, дополнительно завешанными маскировочным материалом.

Со слов экскурсовода база способна защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн. Это в 5-6 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму! В случае такой угрозы секретная база могла выполнять роль бункера, и укрыть от удара около 50 тысяч человек с дальнейшим их содержанием на протяжении трех лет! Помимо хранилищ для боеприпасов тут была кухня, больница, электростанция и помещения с запасом еды и воды на 3 года. Не знаю, так ли это на самом деле, но со слов экскурсовода все звучало очень грандиозно!

В наши дни объект рассекретили, и теперь он стал музеем, который посетить могут все желающие. Я купил билет и пошел на экскурсию!

Схема комплекса перед входом:

Официальный сайт: http://www.muzey-sevastopol.com
Адрес: г. Севастополь, Балаклава, 299042, ул. Таврическая набережная, д. 22
Время работы: с 10:00 до 17:00 без выходных.

Стоимость посещения: 200 рублей взрослый, 100 рублей дети и студенты.

Перед входом висела старая фотография подводных лодок в Балаклаве.

Объект 825 ГТС, — был предназначен в качестве стоянки для подводных лодок, тут они ремонтировались.

Можно за дополнительную плату проехаться на вот такой лодочке по каналу внутри туннеля.

Вход в объект.

В первой комнате висел План города Севастополя, включающий в себя Балаклаву. Красным помечены подземные объекты, желтым карстовые области. По карте видно какая большая территория сегодня относится к Севастополю.

Длинный фортификационный коридор, который тут называется Потерна.

Были проложены рельсы. По ним ходили такие вагончики, на которых вывозили разрыхленную породу во время строительства.

На самом деле в Крыму много секретных объектов построенных под землей! Вот одни из них!

Как и положено любому музею, здесь собрали много всевозможных макетов, карт, плакатов и предметов быта моряков-подводников! Что меня удивило вначале, некоторые экспонаты подобраны совершенно не понятным образом.

Карта древнего Крыма. Для чего она тут висит? Подводных лодок и ядерного оружия тогда еще не придумали.

Ну да ладно, туристам нравится.

Стол военно-моркого инженера.

Пули, ядра и ножи, найденные при раскопках Севастопольских земель.

Старая фотография подводной лодки.

Дошли до Минно-торпедной части. Тут подготавливались торпеды для подачи на подводные лодки. На полу лежали ракетно-глубинные бомбы и малые якорные мины.

Чем глубже мы уходили, тем темнее становились коридоры. Освещение тут довольно специфическое, едкое. Очень трудно тут было фотографировать. Видимо это особенность всех секретных баз.

Сохранилась надпись «В Убежище» на случай непредвиденных ситуаций. По дугообразному корридору мы шли дальше. Здесь самое глубокое место! Над головой возвышается толстый слой грунта на целых 126 метров.

Сверхмалая подводная лодка Тритон-М, предназначена для подводной доставки двух водолазов в районы проведения операций ВМФ. Эффективна на глубинах до 40 метров.

Придоковая площадка, здесь я увидел первый морской канал с общей длиной 102 метра и шириной не более 10 метров.

Жаль тут не стояла хотя бы одна настоящая подводная лодка. Было бы круто! Был только маленький макет подводной лодки С-217. Раньше в доке на ремонте стояли подводные лодки Проекта 613 и Проекта 633. Кстати, на ремонте могла находиться только одна подлодка.

Мы перешли к основному каналу 505 метровой длины. Тут могло разместиться от 7 до 9 подлодок.

Его глубина 8 метров, ширина — от 10 до 24 метров.

Очень атмосферное место! Хорошо подошло бы для съемок шпионских фильмов.

Далее мы пошли в следующий Объект 820 РТБ, где хранился ядерный арсенал. Вход в него охраняли Специальные защитные двустворчатые ворота, весом 20 тонн!

Они плотно закрывались благодаря электрическому приводу.

Арсенальная потерна имеет длину 304 метра. В его коридорах сейчас разместили макеты кораблей и подводных лодок.

Макет тяжелого Авианесущего Крейсера «Киев».

Макет Сторожевого Корабля «Пытливый».

Еще макеты.

Машинный телеграф, служил для связи, благодаря нему отдавались команды а машинное отделение на управление судном.

Коридор, ведущий в цех по хранению и сборки ядерного оружия.

В конце коридора была специальная круговая погрузочная площадка. Она предназначалась для загрузки торпед и ракет на борт подводных лодок.

Ядерных боеголовок конечно же здесь нет, это же музей! :)

Зато есть Крылатая противокорабельная ракета Х-22 «Буря».

Бесшточный бомбомет БМБ-2.

В одной из комнат было представлено много макетов и предметов быта моряков, капитанов и адмиралов, служивших на подводных лодках!

Тут можно было ознакомиться с работой перескопа на подводной лодке.

Штурманский стол капитана.

Медали, Краснознаменный Флаг ВМФ СССР и фотографии капитанов-подводников.

Гвардейский Флаг ВМФ СССР.

Фашистская форма.

Рейдовые сигналы, предназначались для контроля плавания судов.

Неконтактные торпедные взрыватели.

Торпеда «За Севастополь».

Форма и личные вещи Адмирала ВМФ СССР.

Регенеративная двухъярусная установка (РДУ-2), — устройство, предназначенное для обеспечению кислорода в отсеках на подводной лодке.

Пямятный стенд в честь Подводной лодки «Курск».

Макет подводной лодки проекта 877 «Вершавянка».

Форма и личные вещи капитанов первого ранга.

Приборы для управления подводной лодкой, по ним можно следить за погружением, всплытием, изменением курса вправо и влево.

Часы.

Торпеда САЭТ-50.

Водолазный скафандр.

Макет дизельной подводной лодки проекта 613 в разрезе.

Пульт управления подводной лодкой.

Макет атомной подводной лодки проекта 941 «Акула».

А вот и главный кабинет-сейф, где раньше хранились радиоактивные элементы.

Значки и медали подводников.

Как оказалось, не вся секретная база открыта для посещения.

Перед выходом из Объекта 820 ВТБ висит Главная вентиляционная установка.

На улице в небольшом дворике разместили те экспонаты, которые не вместились внутрь. Среди них скучающий охранник. :) Шучу! Он ходил вместе с нами, и иногда что-то рассказывал от себя помимо экскурсовода.

Старые торпеды.

Учебная реактивно-бомбовая установка РБУ-6000.

Газотурбинный двигатель ДО-63.

В этих боксах хранились ракеты для зенитно-ракетного комплекса «Куб-М».

Даже стоял один советский самолет!

На этом мое посещение бывших Секретных объектов 825 ГТС и 820 РТБ подошло к концу. Я прошелся по коридорам, где раньше велся ремонт подводных лодок и в конце увидел где собиралось, а затем хранилось ядерное оружие!

Это было грандиозно!

Если Вам нравятся такого плана музеи, рекомендую также посмотреть мой пост о Музее Науки и Техники в Милане. Он был очень впечатляющим!

Музей в Балаклаве мне понравился! Он очень содержательный, познавательный и в целом довольно интересный! Я не пожалел потраченного на него времени! Конечно же, просто необходимо туда загнать несколько настоящих подводных лодок для полноты экспозиции. Было бы вообще супер! Могу с уверенностью заявить, — в Балаклаве можно отлично провести время! Приезжайте сюда обязательно!



VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)

Балаклава. Музей подводных лодок, 10.0 out of 10 based on 2 ratings

Метки: , , , , ,
Опубликовано в Балаклава, Крым, Музеи, Россия

Добавить комментарий

Быть первым!


 
Переводчик
Рубрики

Введите Ваш e-mail адрес:

Билеты и отели
Прокат Авто
Аренда авто 260*325
Покупка и Продажа Фото
Архив

Яндекс.Метрика
Translate »